Реликтопоиск
Реликтопоиск  
Меню сайта

Случайное фото

Объявления

Название нашего поселка Нахабино

 

Название нашего поселка Нахабино
О. Соколова
Настоящее издание является последовательным изложением результатов исследовательской деятельности объединения "Реликтопоиск" по нахождению смыслового значения имени посёлка Нахабино, раскрывает некоторые психологические и исторические закономерности в образовании топонимов.
 
 
Уважаемые земляки!
Названия нашего посёлка и реки являются одни из самых древних топонимов Красногорского района, они пережили народы, произносившие их, разные этапы взросления коллективного разума. У нас нет причины присваивать неблагопристойные качества нашим предкам и современникам.
Нахабино - наш болотистый край, как и имя речки, олицетворет природу и её характер, так же как и наш город на Красной горе - Красногорск. Эти топонимы природных объектов создают гармоничный союз, составляют природное единство, в котором рождаются значимые события и открытия планетарного масштаба.
Личное имя Нахабино - наша историческая и культурная ценность, связывающая нас с началом человечества, на перекрёстке всех времён красногорской земли.
С уважением Соколова О.Н.
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Содержание:
 
 
Послесловие
    Песни
 
 
--------------------------------------------------------------------------------
  Название нашего посёлка Нахабино.
Какое смысловое значение имени посёлка? С каким историческим событием, периодом оно связано?
Сегодня эти вопросы особенно важны для нас, т.к. XXI век, по-видимому, изменит статус нашей территории. Мы уже сейчас участвуем или наблюдаем за рождением следующего этапа в историческом развитии сельца Нахабино. Это и волнующее и ответственное событие. Появится ли в Красногорском районе ещё один город? Какое будет у него имя?
Значение имён.
Имя или название местности, всегда обусловлено своей принадлежностью, отражает культурные ценности, устанавливает индивидуальность, даже уникальность. Имя связано с идеей, желанием родителя (вдохновителя), поэтому оно участвует в формировании будущего. Есть ещё одна особенность у имён, они живут дольше нас, и каждый носитель имени оставляет свои деяния под ним. Иногда деяния личности столь значительны, что имя, отождествляясь с деяниями, получает новое значение, становится символом, воплощая новую идею. Это имена новых учений, героев-победителей, героев-мучеников и т.д. При совпадении с внутренней устремлённостью имя помогает развитию личности, общества, правильно ориентирует окружающих. Благодаря имени мы получаем известность, достигаем славы. Некоторые считают, что имя определяет судьбу. Благодаря имени, мы ощущаем своё родство, духовное единство с окружающим миром.
Имя- первое слово в общении, его смысловая и звуковая формула - ключ, открывающий знания, в том числе о местной истории.
Существует много систем имён, и каждая формация устанавливает свои законы их образования.
В наше время мы носим три социальных имени: имя; фамилия; отчество - собственное; родовое; родительское. Есть у нас имя общее, указывающее на нашу принадлежность к определённой местности, территориальной единицы. Мы называем себя нахабинцами, а что рассказываем о своём имени?
Как мы понимаем своё общее название, знаем историю местности, на которой проживаем, так и выстраиваем своё отношение к окружающей среде, природе, людям, а они к нам.
Наши предки сохранили не одну легенду о названии посёлка, и большинство из них имеет ругательное значение. Часто приходится сталкиваться с замешательством собеседников при упоминании своего места жительства, при попытке осмыслить значение названия, непременно упоминаются такие слова, как "похабник", "нахал", после чего создаётся определённое представление о культуре общественного и семейного быта посёлка.
Историческая справка.
Необычные географические названия - топонимы, часто приводят к проявлению народных этимологии, стихийному переосмыслению названий. Существует ряд исторических причин: смена одного народа другим, изменение языков, приспособление исходной формы топонима следующими поселенцами.
Самый древний топоним относится к названию рек. Это связано с той ролью, которую играла река в жизни наших предков. Речные бассейны служили первобытными дорогами, рассеивали население по своим ветвям, служили территориальным, а затем политическим делением страны.
На карте Московской области легко можно найти названия населенных пунктов, в основу которых легли наименования рек - это г. Сходня, г.Руза, г.Коломна, г. Дрездна, г. Яхрома и т.д.
Большинство рек Подмосковья иноязычны, это связано с особенностью расселения славян. Племена, жившие до славянской миграции, говорили на языках родственных угро-финским и балтийским, и земли эти были хорошо освоены, а основные географические объекты, к которым в первую очередь относились реки, уже имели свои названия. Рек со славянскими и русскими названиями гораздо меньше, чем с угро-финскими и балтийскими. В основе названий рек лежит их характеристика - течения, цвета воды, характеристика флоры вокруг водоёма. Например, название реки Молодильная (левый приток Малой Истры, 22 км), связано с народным названием травы Sedumacre- (молодень, молодильник), произрастающей сейчас почти во всём Подмосковье, река Белянка, река Чёрная, река Троена (окружена болотами), река Долгуша, река Песочная.
Интересный и наглядный пример Подмосковья - Яхрома. Сейчас так называется город, железнодорожная станция, грузовая пристынь и, конечно же река - правый приток реки Сестры. Некогда этимология названия реки объяснялась так: жена князя Юрия Долгорукого, сопровождая мужа на охоте, при переправе через реку оступилась и воскликнула: "Я хрома!". Для учёного лингвиста эта легенда даже не нуждается в критике - настолько она идёт в разрез с правилами и законами языка. После применения ареального метода были найдены другие названия рек, созвучные слову Яхрома. В бассейне реки Волга встречается несколько рек с названием Яхрома и созвучные: Яхробол, Яхринка, Яхруста, Яхренча, Яхронка, Ягра и др. Доктор географических наук Поспелов Е.М. выделил корень яхр - ягр, означающий озеро и предположительно относящийся к летописному племени Меря. Ареал корня яхр - ягр охватывает огромную площадь: начинаясь в междуречье Оки и Клязьмы, уходит в Заволжье, а на севере смыкается с большой группой топомимов слов явр - озеро. При этом все реки так или иначе связаны с озёрами. Сейчас на пути реки Яхрома озеро не встречается, однако в древности наш край выглядел по-другому. Как подчеркнул доктор географических наук Поспелов Е.М., ещё во времена неолита, несколько тысяч лет назад река Яхрома представляла на значительном протяжении своего течения, огромное озеро, которое впоследствии превратилось в торфяное болото.
Как правило, в Подмосковье озёра не передавали свои имена расположенным на их берегах селениям, а часто сами озёра назывались именами сёл и деревень.
Начиная с XIII века в названиях местности главенствует феодальная модель, которая сохранилась в Московской области (на 1985 год в 70%) - эти названия антропонимы и названия по архитектурным памятникам. Иногда встречаются названия, объединённые светским и церковным топонимом, например: Борисоглебское, Знаменское - Губайлово, Никольское - Урюпино, Тождественно - Суворове, Воскресенское и т.д.
Названия символы в XVIII - XX веках единичны: Раево, Отрадное, Звёздный городок. На 1985 год примерно 7-8% названий относятся на топонимы, олицетворяющие объекты природы с погрешностью на нераскрытые тайны некоторых из них. 
Сама тема о происхождении названия уже плодотворна. Спор заставляет нас пересмотреть давно сложившиеся представления, а в других случаях может дать толчок к открытию истины, о котором другим способом нельзя было получить никакого понятия. Многие названия ждут своего исследователя.
Есть мнение, что принцип в топонимии можно считать одним из самых интересных и удачных. Его можно рекомендовать для использования при создании новых названий в Подмосковье. Есть пример удачной его реализации, это замена топонима Воскресенск на топоним Истра.
Прошедшие эпохи, исчезнувшие народы доверили хранить память о себе языку земли - топонимики. Он не поддаётся фальсификации, он, больше чем произведение древних и средневековых авторов.
Знание топонима, географии своего края, знание связи названий с историческим прошлым страны, языка, с нашей современной жизнью в определённой мере определяет и культурный уровень человека.
Список используемой литературы: 
М.В. Горбаневский "Имена земли Московской" 1985г. 
О.В. Ключевский "Краткое пособие по русской истории"
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Исследовательская работа по нахождению смыслового значения топонима Нахабино началась с методической помощи Жуковой А.В., ведущего специалиста музейно-выставочного сектора, кандидата исторических наук, редактора историко-краеведческого альманаха "Красногорье".
Анжела рекомендовала начать исследования с изучения документов Архива Древних Актов, с установления названия реки, протекающей через посёлок в прошлых веках, снабдила нужными сведениями для работы с документами, составила рекомендательное письмо в архив.
Сама исследовательская работа проводилась молодёжным научно-изыскательским историко- археологическим общественным объединением "Реликтопоиск" возглавляемым президентом Барановым А.М.
Первый документ, который удалось найти, оказался планом села Нахабино 1768г., причём крупным, цветным, замечательно сохранившимся. На нём много показателей. Это постройки, пашни, озёра, леса, болота, описание численности жителей и т.д. Каждый в документе может увидеть что-то своё. Нас интересовала река, она на плане значится Нахабинкой. На обширной площади сельца отмечено болото, в том числе вокруг монастырского владения. На плане царская печать величиной с чайное блюдце и множество подписей чиновников по рангам. Размер этого документа примерно 1,5 на 1,5 метра. По таким планам можно составить целую карту Красногорского района XVIII века. Информативность первоисточника для изучения местной истории уникальна. Нами изучались карты Московской и Тверской губерний: дорожные с почтовыми станциями, уездные планы, атласы 1760-1797 годов. Были проверены планы дач, землевладельцев, чьи владения примыкали к селу Нахабино. На всех изучаемых документах речка, протекающая через сельцо Нахабино и впадающая в реку Истра, называлась Нахабинкой, на военно-топографической карте середины XIX века название сохраняется.
Сообщение о названии речки Нахабинки и её притоке р. Грязливой мы встречаем в 1899 г. в книге "В Нахабино!.." (личные впечатления и наброски И.С.Орлова).
Создаётся впечатление, что в XX веке была допущена ошибка или описка, поменявшая названия реки с её притоком. Сегодня на всех современных картах указывается р. Грязёва вместо р. Нахабинка и р. Нахабинка вместо притока р.Грязливой.
Е.Н. Мачульский, автор книги "Красногорская земля", отметил, что в сегодняшнем названии реки существует историческая неточность. Надо сказать, что неточность эта для нахабинцев очень значимая. Потерялась связь между названием посёлка и рекой, утратилось смысловое значение топонима реки и местности.
Завьялову Е., вице-президенту "Реликтопоиска", удалось обнаружить речку Хобню или Хабню (разночтение составителей карт) на современной карте Подмосковья, недалеко от Ново-Петровска. Это было большой удачей, наглядно и доказательно выделился корень хаб (хоб). Ранее эта местность принадлежала Рузскому уезду. Ниже Звенигорода на современной карте удалось найти ещё одну дугообразную речку Нахабинку, приток реки Наховни. Ранее на картах, атласах XVIII века река Наховня называлась Нахабинкой, а её приток был ручьём, находим мы этот ручей и в середине XIX века на военно-топографической карте между п. Хлюпиным и п. Раевым.
После этой находки ареал поиска топонима рек с корнем хаб (хоб), хав (хов) расширился. В Тверской области мы встречаем реки с топонимом из двух слов: река Донховка; река Иноха, река Жидоховка.
Выяснить закономерность в течении всех рек Нахабинок и в прошлом, и в настоящем времени, помогла трактовка В.Даля. В словаре мы находим архаическое название реки - хоботчатая, хоботистая, в значении излучистая, вилявая. Хоботина - изгиб, дуга, колено, изогнутый мыс, крюк, околица, окружной путь. Хобень - одежда мешковатая, широкая по обычаю в хоботень. При сравнении течения рек прослеживается одна закономерность, все они протекают очень извилисто, особенно река Грезёва (в XVIII - XIX река Нахабинка) при впадении в реку Истра.
На встрече с жителями посёлка Е.Н. Мачульский отмечал особенности земледелия XVIII века. В сельце для нужд монастыря выращивалась капуста, довольно редкая культура для того времени, а для капусты первое условие - это вода. Сообщил он также, что корень хаба в мордовском словаре толкуется как: топь, хлябь. В словаре В.Даля мы встречаем слово хиба и хлюпа в значении хлябь, жабина - ямка, лунка, ячейка. В Шиховском районе протекает речка Жобня. Как здесь не вспомнить о соседях желябинцах (Жулебино). Есть ещё понятное нам слово ухабина - неровная дорога, выбоина, так мы называем плохие проезжие дороги. У древних проезжими дорогами были реки, а сухопутные дороги ценились за проходимость, особенно в болотистых и дремучих краях. Часто в распутицу приходится слышать в сердцах брошенные слова: "Это не Нахабино, это ухабина" при попытке пробраться через не асфальтированную дорожку, пройти и вправду тяжело, сплошная слякоть, ноги не вытащить. Ещё до недавнего времени весной и осенью, некоторые дороги оставались непроходимыми. Местные жители вспоминают, как в пятидесятых годах собирали клюкву на бывшей территории организации "Авангард", и для нас сегодняшних местных раздраженные всхлипы наших городских жителей вызывают улыбку. Возможно, именно в эти мгновения мы отдаём дань местности, ощущаем единство имени с природой. К нам пробивается истина и ускользает от нас из-за раздражения, а предки славили и любили этот край, используя непроходимость местности, её тайные тропы для защиты от врагов.
Что значит Имя?
Роза пахнет розой;
Хоть розой назови,
Хоть нет 
В. Шекспир "Ромео и Джульетта" 
Наши исследования в толковании смыслового значения топонима реки не ставят точку, ни на одной из версий, а, наоборот, перечисляя их, мы приглашаем принять участие всех желающих в творческом поиске.
У нас остаются ещё вопросы, почему топоним р. Нахабинки под Звенигородом переименовали в Наховню? Случайность или нет? Исчерпав возможности словарей, мы обратились к идее о происхождении языков от одного праязыка. Может быть, вера людей в праязык не просто библейское предание о древнем Вавилоне, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), первопричина языковой и территориальной раздробленности людей. Все люди на земле имели один язык и одинаковые слова. Двинувшись с востока, они нашли на земле Сенар долину и поселились там.
Обратившись к мифам народов мира, к мифологическому символу рек, к сакральной, религиозной топографии, мы обнаружили мифы и сюжеты, объясняющие этимологию названия рек, корней, которые мы ищем в интересующих нас топонимах. Используя понятие этноса и критерии его классификации по языку и культуре, мы отметили аналогии в топонимах рек, в именах духов и мировоззрении наших предков.
Например, имя древнеиндийского чудовища Вритры означает - затор, преграду, запруду. Вритра был асур, демон, его мать Дону - вода, поток. Сын запрудил воды реки, чем вызвал угрозу плодородию и жизни. Индра - повелитель бури, громовержец победил противника. Сходна этимология р.Днепра. Корень слов Днепр, Дон, Дунай считается иранским и восходит к Дону, матери Вритры. Интересно, что одно из древних названий р.Дунай - Истр. Топоним реки Донховки его первую часть можно понять, как течение воды с преградами, корень хав в английском языке означает центр, середину, половину, halfback (в русской транскрипции - хавбэк) -игрок средней линии, halftime в (русской транскрипции - хавтайм) - половина игры. От реки Донховки, по обе стороны, отходят под острыми углами рукава. Обычно такие углы образуются при твёрдом грунте, где течение встречает преграды и резко сворачивает. На современной карте, можно увидеть целую сеть рукавов, р. Жидоховки, Инохи, напоминающих дерево. В те времена, когда реки были единственными дорогами, они представлялись как некий стержень, ось Мирового Пути, Вселенной, были главными объектами поклонения. Один из вариантов образа космической реки, является находящееся в центре Вселенной озеро, из которого вытекают главные реки, иногда они текут из центра отмеченного деревом - Мировым Древом Жизни.
Мы знаем, что в мифологической картине мира угро-финских племён, варианты космогонии связаны со священным центром - Деревом, Мировой Осью и это естественным образом занимало центральное место в мифологической картине мировоззрения. Духи хозяева природы у мордвы Ведь-ава - мать воды (ведъ-ма - ведунья, сведущая - знающая, заведующая), Вирь-ава - мать леса, Варма-ава - мать ветра (известны соответствующие мужские персонажи).
В английском языке есть слово hab в русском прочтении хаб, что значит ступица (т.е. то, от чего отходят спицы колеса).
Топоним р. Наховня произошел, возможно, при образовании её притока ручья в речку. Река Нахабинка отдала ему своё имя и стала главной, центральной по отношению к р.Нахабинке? Если это так, значит, изменение названия произошло не случайно.
В корейской мифологии речное божество Хабек генетически восходит к древнекитайскому духу реки Хе-бо.В древней китайской мифологии мы встречаем духа реки Хуанхе Хе-бо (дядюшка реки, водяной). Первое упоминание в текстах IV века до нашей эры, будучи бездетным, он усыновил дитя похожего на лягушонка (золотого лягушонка).
Существует современное учение Хаба-Хаба маньячного бога - Абсолюта, в учении используется ведическая терминология: "Сутра о практике Манаяны"; "Пиво сутра". Нужно упомянуть слово хобот.
У беспозвоночных занимает головное место, всасывающий орган. У млекопитающих полый орган действия может принимать любое направление, обеспечивает связь с внешней средой и защиту.
Сравнение реки с хоботом священного животного или хобота с рекой логично. Возможность хобота извиваться, его хватательная функция расширяет рацион питания. Существует связь между хоботом, водой и кислородом. Хобот ещё и нос.
Сегодня, для того чтобы дальше работать над этими вопросами нам уже требуется выход на межрегиональный уровень, хорошо бы установить связи с этими местностями. Творческий процесс развивает науку, а наука-это объективные факты и доказательства.
Заканчивая обзор проведённого исследования, позвольте напомнить, что документы, указывающие на названия рек, существуют, найдены одноимённые реки в соседней местности и в нашем прошлом, и в нашем настоящем, в архиве древних актов (г. Москва).
Ареал распространения топонима реки сообщает, что название посёлка произошло от реки, а не от прозвища, клички, фамилии. В словаре В. Даля есть толкование значения реки с архаическим названием, при анализе всех рек выявляется яркая общая закономерность: извилистое их течение.
Послесловие
При изучении карты села Нахабино возникла необходимость изучать карты соседних владений, сёл, уездов, губерний. Сейчас стало очевидно, что нет смысла это делать только для одного посёлка. Мы настолько взаимосвязаны в своём прошлом, что без общих усилий не найти, не осмыслить историю отдельной местности. Политическое управление сегодняшней красногорской земли находилось ранее в разных уездах. И чем глубже и древнее исторический период, тем больше площадь его изучения, а документы иногда общие, и шифры, номера хранений в архивах одни. Вместе это делать рациональней.
У нас нет ещё краеведческого центра, а значит нет и единства, согласованности. Информация не находит своего пользователя - тем, кто занимается местной историей, возможно приходится заново изобретать колесо. В этом мы все теряем.
Сегодня краеведение существует адресно, в основном за счёт инициатив на местах.
Хочу выразить искреннюю благодарность от лица жителей посёлка Е.Н. Мачульскому за создание книги "Красногорская земля". Две с половиной страницы, посвященные селу Нахабино, связывают нас, нахабинцев, с подлинно древними фактами истории посёлка. Спасибо за то, что в сильные морозы приехал к нам на встречу с жителями посёлка, книга и встреча оказались очень плодотворными, вдохновили провести свои краеведческие изыскания, и удачно. Работая над одной темой "топоним посёлка" более полугода, стал понятней труд автора и его масштабность.
Особая благодарность от автора Галкиной Л.В., заведующей библиотекой в п.Нахабино, за оказание помощи на всех этапах исследовательской работы.
Каждый из нас по-своему уникален, со своими возможностями и идеями. Сегодня многие в поселке, в том числе и организации, издают книги о своей истории. Однако не все они продаются и не каждую можно найти в библиотеке.
Наверное, действительно наступает время, когда пора объединять усилия, создавать из частей целое. Кто будет спорить, что направленная деятельность краеведов поможет быстрее собрату документальный материал, объемней восстановит прошлое, сохранит память о сегодняшних днях.
Кто за нас, нахабинцев, это сделает?
Благодарю всех, кто участвует в создании краеведческого центра в поселке.
Благодарю всех, кто занимается созданием и развитием нашей культурной среды.
Желаю всем творческих успехов!
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Жирнов С.В. 
Посвящается 70 - летию запуска первой ракеты.
Проши года, мы знаем это, 
Идея ГИРДовцев сбылась. 
И здесь вот первая ракета,
На полигоне поднялась. 
Не все тогда могли поверить,
Что у Нахабина села,
Она под номером "09",
Ракетой первою была.
Она учёных окрылила,
На много, много лет вперёд,
Дорогу в Космос проложила,
Шел август, 33 год.
Но шли года, страна крепчала
Богатым был XX век
И в Космос первого послала,
Им был советский человек.
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Гимн Нахабино
муз. Г. Рылеевой сл. Г. Рылеевой и Р. Собовского
Неброское село однажды расцвело
Когда-то встарь сюда пришло ручное ремесло
За светлою мечтой любимый город мой, 
Твоя ракета первая взлетела над Землёй
Припев:
Пусть светит солнце над тобой 
Мой город вечно молодой, 
Во имя счастья и любви 
Живи, Нахабино, живи!
Бескрайние поля, нетленная земля,
Нахабино! Нахабино! Ты родина моя.
Гудками поездов, гирляндами огней,
Ты всех усталых странников встречаешь как друзей.
Припев:
Бессмертия огонь в сердцах солдат зажжён,
Для стай фашистских стало ты последним рубежом.
И мужеством сильны во славу всей страны
На страже мира и добра стоят твои сыны.
Припев:
Под яркою звездой звучит родник святой, 
Нам дедами завещано беречь свой край родной. 
Здесь светлые леса, любимые глаза.
Нахабино! Нахабино! Тебя забыть нельзя.
Припев:
Господь тебя благослови!
Во имя счастья и любви
Друзей на праздник позови,
Живи, Нахабино, живи! 
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
С.В. Жирнов
Живи, Нахабино, живи!
Мы день посёлка отмечаем, 
Теперь нам это не секрет -
Из летописи возраст знаем -
Ему пятьсот шестнадцать лет.
К нему относимся с любовью, 
Даже гимн имеем свой.
Он вырос в ближнем Подмосковье 
Из деревушки небольшой.
Прошли года, их путь был долог, 
Но все мечты людей сбылись. 
И наш Нахабино посёлок 
Рос постепенно вширь и ввысь.
Но сорок первый год военный
Принёс нам беды, грохот, дым.
Всё стало необыкновенным -
Посёлок стал прифронтовым.
Скажу вам прямо и без лести, 
Что так приятно было нам, 
Когда сам Патриарх Алексий
Пришел святить наш новый храм.
Пусть посёлок наш не молод
И пока лишь городок.
Знаем, будет он и город, 
Дайте только малый срок. 
Август 1998г.
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Н. Пуговкин
Мой город.
Есть город под Москвой - Нахабино, 
Ничем не отличимый от других.
Люблю, его и это правильно: 
Он родиной стал внукам всем моим.
 
Знакомы мне его все улицы, 
Красноармейская - роднее всех. 
Как строилась, она мне помнится,
Как поднималась этажами вверх. 
 
Теперь на этой самой улице
Живут родные сыновья
И здесь училась внучка школьница,
Здесь учится мой младший внук Илья.
 
Теперь прирос я пуповиною,
Нахабино стал город мой родной,
И я обязан жизнью длинною
Природе его доброй и живой.
 
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Соколова О.
Детство на Красноармейской
Песня посвящается сестре Галине и друзьям детства
Есть у нас в Нахабино и лес, и речка,
И поёт в Нахабино у нас сердечко.
Мы с тобой здесь родились, кто-то к нам приехал жить,
А кому-то здесь случилось Родине служить.
 
Помнишь, в детстве мы играли? Прятались в окопах. 
И мечтали, что б на поле город был высокий.
И трамвайчик к дому ездил, как в Москве на Соколе, 
И всю ночь светились окна и не спали взрослые.
 
Подросли, разъехались, покорять просторы
Постепенно улицу нашу всё ж застроили.
А сегодня хочется, чтоб мою калитку, 
Садик, домик и соседку не снесли бы милую.
 
Перекличка электричек, позывные местные 
Где б не жили мы с тобой, всюду с нами ездили 
И храним мы образы, разных лет картины, 
Ты Красноармейская, ты начало жизни
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Н. Панова
Простите нас, ветераны.
Несколько дней у меня на столе 
Лежали безмолвно книжечки две. 
Роняла на них я свой взгляд: "о войне". 
Думала так: "Ну зачем они мне?"
 
Но книжки манили обложкой своей,
Как будто просили: "Открой нас скорей!"
Я их открыла, я их прочла, 
Хоть ради приличья я их взяла.
 
Тихонько книжонок странички листаю
И вдруг всё отчётливо я понимаю: 
Добрые лица, большая судьба, 
Просты их о городе милом слова.
 
Простите нас люди, 
Мы ранили вас, 
Нам стыдно, нам стыдно, 
Нам стыдно, сейчас.
 
Пока ветераны не стали историей, 
Которой гордится всё Подмосковье,
При жизни им скажем спасибо за всё ... 
Нам так бы любить Красногорье своё!
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Евгений Шевченко
Посвящается Николаю Ивановичу Орлову, заложившему прекрасную аллею в посёлке Нахабино.
От его аллеи
Я совсем шалею.
От его творенья
Надя и Петровна обе в умиленье.
 
Сам Патяка не ворчит, 
Что бывает редко. 
И Светлана здесь молчит, 
Взглядом бросит метко.
 
Две Алёны от аллеи
С удовольствием алеют.
Два Серёжи - Land - стражи 
Смотрят томно, что моржи.
 
А военный наш отдел, 
Хотя сейчас и много дел, 
На деревца бросают взгляд: 
- Эх! Солдатики стоят!
 
Кто виновник торжества, 
Сделал всё без хвастовства? 
Назовём его орлом,
А фамилия - Орлов!
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Соколова О.
Песнь о речке Нахабинке.
Я сегодня как ива плакучая 
Покланяюсь родимой излучине. 
Хоботистая речка вилявая 
Хобня, Хобня была ты Нахабинкой,
 
Ах, речная дорога, ты первая, 
Расселяла людей ещё древних здесь, 
И была между вами связь крепкая.
Всех кормила детей, долгу верная.
 
И те древние люди природные 
Обожали твоё царство водное, 
Расселяясь речными дорогами, 
Создавали братство народное.
 
А теперь мы дети прогресса 
И природа нам не интересна. 
Закидали, вокруг всё запачкали, 
И в Грязёву сливаем грязь злачную.
 
А ты просишь пощады, да. милости 
Разве встретишь её ты у глупости,
Мы тогда лишь чуть - чуть, что-то слышим, 
Когда тяжко болеем, чуть дышим.
 
Ты Природа - мать, женщина сильная, 
И как мудрая, мать терпеливая. 
Ждёшь, когда мы на деньги намолимся 
И к истокам своим, вновь вернёмся!
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Соколова О.
Наше поле не помойка.
Наше поле не помойка 
Хоть на нём ведется стройка 
Приглашаем всех в субботу, 
И по будням на работу,
 
По любви, не из корысти 
Территорию очистить! 
Что ж мы ждем, когда за нами 
Мусор уберёт хозяин?
 
Правим все мы языками, 
А вот мусорим не сами ... 
И Природу мать не любим, 
А как лохи грубо губим.
 
И такие вот рефлексы 
закрепляем по наследству, 
Нет, тебе земляк решать, 
Чем посёлок украшать?
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Соколова О.Н.
Нахабинским берёзкам.
Белая берёзонька, любушка - любава,
Здесь на каждой улице ты растешь кудрявая 
И куда не посмотрю, всюду с тобой встретимся, 
Понимаю, почему символ ты Отечества.
 
Дар земли, закон славян, белая берёза, 
Ты кума зелёная, материнством полна. 
И когда устану жить, обниму любимую, 
Новой силы наберусь, да непобедимою.
 
Здесь у нас в Нахабино хоровод берёзовый, 
Он и шепчет и поёт о любви, о Родине. 
И такие же у нас звонкие красавицы 
"Любушки - любавушки" всем в посёлке нравятся.
 
Белая берёзонька, сила молодильная, 
Там где женщины поют, все мужчины сильные,
Воины отважные, да мужи учёные, 
Меценаты щедрые, собственники важные.
 
Да у нас в Нахабино есть земная силушка 
И за ней из века в век ездит к нам Россиюшка. 
Белая берёзонька дерево родимое, 
Понимаю, почему оберег России ты.
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Соколова О.
У каждого свой ритм.
У каждого свой ритм, своя весна 
Свой год на нашем общем поле. 
Кому-то только сеять семена 
А кто-то укрепляет всходы.
 
Мне повезло, я вышла за рубеж 
Своих забот на перекрёсток 
И мой раздвинулся предел 
Посёлок оказался домом общим.
 
А в нём, как и в любой семье, 
Есть власть, любовь и есть искусство.
Приветствую и принимаю всех 
И новым, наполнюсь чувством.
 
Открылись времени врата
И растворились все границы, 
Осталась точка координат 
Посёлок и родные лица.
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Частушки.
Красногорский наш район 
Перекрёсток всех времен, 
Есть в нем и дворцы и парки,
А в Нахабино вояки. 
О.Соколова
Правит нами голова,
Есть у нас и генерал,
А вот площадь, символ власти 
Не построили пока.
 
Ёлочки, ёлочки услышьте, 
Нас на горочке.
Площадь нам нужна, как храм,
Для единства горожан.
О.Соколова 
 
А Нахабино известно, 
Всему миру интересно 
Первою ракетою, 
Куклой разодетою.
Н. С. Игошина 
 
Я не знаю как у вас, 
А нас маршрутки 
Научились в лужах плавать, 
Аж косятся утки.
Л. С. Смоленская
 
Живет в Нахабино наша красавица 
Она характером простецким славится
Коль ищешь ты жену, у нас ее приметь 
Таких вот, как она, у нас здесь много есть.
Н. П. Пуговкин
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Абсолют (лат. безусловный) - в идеалистической философии - вечная, бесконечная, духовная первооснова Вселенной (а- дух, а -идеал, а-я) синоним божества. 
Ареал (лат. аrealis) площадь, пространство область распространения того или иного явления 
Антропонимы (гр. Человек) антропо- человек, первая часть первых слов, онома - имя. Названия по именам человека 
Асур (др. инд. Обладающий жизненной силой) могут быт богами, но не боги, а-сура - не бог. 
Демон (гр. Божество - дух) в христианской мифологии злой дух - дьявол. 
Духи - божества, олицетворяющие жизненную среду, в том числе и природу. 
Желоб - 1.углубление, впадина, (глубоководные, океанические желоба) 2. длинное полукруглое углубление для стока, ссыпки, чего - нибудь. 
Лингвистика - наука о языке. Лингвистическая география выявляет территориальные границы распространения каждого, отдельного явления и устанавливает отношения - между диалектами. 
Мифология (гр. Миф - слово, сказание, придание) - совокупность мифов какого - нибудь народа. Наука, изучающая мифы. 
Неолитическая эпоха (нео+ греч. Litos - камень) последняя эпоха каменного века 5-6 тыс лет до н.э. - 2 тыс - тие до н.э включительно. 
Народная этимология - переделка заимствованного слова по образцу близкого по звучанию слова родного языка на основе ассоциаций значений. 
Природные географические объекты - объекты природы: реки озера, острова, моря, горы и т.д. 
Приток реки - река, впадающая в другую реку или озеро. 
Культурная среда - общество , задача которого развивать культуру, во всех видах материальной и духовной деятельности, творческие, воспитательные, образовательные, научные процессы, устанавливать культурные связи, осуществлять культурные обмены, совершенствовать искусство, сохранять и развивать Природу и её объекты. 
Реликт( лат. - оставленный) вещь, явление или организм, сохранившейся, как пережиток от древних эпох. 
Сакральный (лат. Sacer) священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу. 
Топоним ( гр. Topos - место, местность. Onoma- имя) собственное название отдельного географического места.(населенного пункта, реки, угодья). 
Топонимика, топонимия - совокупность топонимов, какой - нибудь местности, страны. 
Уникальность (лат.) единственный в своем роде, исключительный. 
Ухабничий - должность при государе дворянского звания, оберегающий от опрокидывания сани, стоящий на запятках. "Возница у государя - стольник, а на ухабах стоял стряпчий".
Хаба - ступица колеса.
Этимология (гр. Etumon - народ logos - слово) - наука определяет происхождение слова и его родственные отношения к другим словам, другого языка. 
Этнос - исторически сложившаяся этническая общность - территориальная, языковая, религиозная, национальная и т.д. 
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
М. В. Горбаневский "Имена земли Московской" Московский рабочий 1985г 
Е. М Поспелов "Школьный топонимический словарь". "Просвещение" 1988г 
О. В. Ключевский "Краткое пособие по русской истории". А.О. Издательская группа "Прогресс" Пангея 1992г 
Ар Сантэм. Ар Зупан "Составление индивидуального имени." Институт Йога Гуру Ар Сантема 2001г 
Энциклопедия "Мифы народов мира" Москва Советская энциклопедия 1992г 
В Даль"Толковый словарь в 4х томах". Москва русский язык 1991г 
Словарь иностранных слов Москва Советская энциклопедия 1964г 
Орлов Л.С. "В Нахабино!.." Москва, фирма "Алкиной" 2001г 
Е.А Шевченко В. И. Приваленко "520 лет Нахабино" Издательство " Артель - Арт" 2002г 
 
--------------------------------------------------------------------------------
 
Содержание:
1. Значение имён
 
Историческая справка
 
2. Наши исследования
 
Послесловие
 
3. Стихи
 
Песни
 
 
Частушки о посёлке Нахабино
 
4. Понятийный словарь
5. Список используемой литературы 



Объявления

 



Световое оформление магазинов, павильонов, светоэлементами из гибкого неона. Изготовление на заказ: Рекламных коробов, вывесок бегущая строка. Ремонт рекламных коробов, бегущих строк.


                                                 Творческая мастерская художественной керамики "КОЛЕСО"


Союз краеведов "НАШЕ ОПОЛЬЕ"

 


подробнее...

© Реликтопоиск, 2002-2017

Обращаться на почту:

reliktopoisk@yandex.ru

 или по тел: 8-910-458-03-86

reliktopoisk@yandex.ru